Центр социально-гуманитарных исследований

Собственный сайт : http://sociosci.karazin.ua

Центр социально-гуманитарных исследований 4 февраля 2016 года приказом ректора был реорганизован из Научно-исследовательского Института социально-гуманитарных исследований, который был создан решением Ученого Совета университета 29 апреля 2008 года.

Деятельность Центра направлена на проведение социально-гуманитарных исследований (социологических, маркетинговых, электоральных, социально-экономических и др.), а также исследований, направленных на решение актуальных вопросов жизнедеятельности Университета, привлекая к исследованиям студентов во время прохождениями ними учебно-производственной практики.

Структурными подразделениями Центра являются:

  • отдел прикладной социологии;
  • отдел прикладной психологии;
  • отдел проблем образования.

Деятельность Центра осуществляется по различным направлениям. Центр является соисполнителем таких научно-исследовательских проектов:

1. Общеуниверситетский мониторинг «Преподавание глазами студента», который с февраля 2003 года стал основной формой контроля качества преподавания в университете и проводится сейчас в рамках выполнения Программы развития университета на 2010–2020 гг. Сегодня реализовано двадцать масштабных опросов студентов. Анкетирование проводится дважды в год — в начале каждого нового семестра — и предусматривает оценивание студентами 1–4-х курсов всех факультетов деятельности тех преподавателей, которые читали учебные курсы в предыдущем семестре и принимали зачеты и экзамены. Содержательные блоки анкеты содержат вопросы, связанные как с деятельностью преподавателя, так и с организацией учебного процесса. Почти на каждом этапе мониторинга, вместе с оценкой собственно качества преподавания, исследуется отношение студентов к насущным проблемам университетской жизни. Так, коллектив института уже имеет опыт изучения особенностей коммуникации в учебном процессе, состояния компьютерной подготовки в университете, настроенности студентов на педагогическую деятельность, постоянства профессионального выбора и перспектив трудоустройства будущих выпускников, отношение студентов к нововведениям Болонского процесса и различных форм проведения итогового контроля и др. О результатах каждого этапа исследования научный руководитель мониторинга (доцент А. М. Николаевская) докладывает дважды в год на заседании ректората, данные опроса также регулярно становятся предметом обсуждения методических комиссий факультетов, анализируются сотрудниками учебно- методического центра университета с целью дальнейшей разработки рекомендаций по повышению качества преподавания. Относительно оценок деятельности конкретных преподавателей, то они являются информацией с ограниченным доступом, поэтому их анализирует сам преподаватель и декан факультета, на котором он работает. В случае необходимости к этим данным могут обращаться ректор и проректор по учебной работе, заведующие кафедрами.

2. Опросы студентов 1, 3 и 5 курсов. С осени 2011 года сотрудники института вместе с социологическим факультетом университета проводят общеуниверситетских исследования мнения студентов всех факультетов университета о различных аспектах университетской жизни. В частности в рамках исследования было изучено: ценностные ориентации и уровень толерантности студентов, базовые практики проведения свободного времени; владение иностранными языками, активность в зарубежных поездках; пользования сетью Интернет и социальными сетями; удовлетворенность учебой в университете, подготовка к занятиям и трудности при обучении; оценка условий обучения в университете; студенческое самоуправление и его полномочия в оценках студентов, место проживания студентов в Харькове, оценка условий для проживания в общежитиях университета, состояние здоровья студентов и их вредные привычки; жизненные и профессиональные планы студентов на будущее и др..

3. Опросы «Сайт университета в оценках студентов: преимущества, недостатки и пути оптимизации». Весной 2013 года сотрудниками Института социально-гуманитарных исследований реализовано исследования по изучению мнения студентов 1–4 курсов относительно сайта университета, а также собственных сайтов факультетов. В круг задач исследования входит: определить, как часто студенты посещают сайты университета и факультетов, насколько они довольны работой этих сайтов, их структурой, контентом, а также недостатки, которые они видят в их работе.

4. Исследование иностранных студентов, обучающихся в Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина. В 2009–2010 гг. сотрудниками Института социально-гуманитарных исследований было проведено социологическое исследование «Иностранные студенты университета». В рамках исследования были изучены условия жизни иностранных студентов в г. Харьков и в Украине. Выборочная совокупность составила 944 человека, метод сбора информации — анкетирование. В рамках реализации исследования было изучено: мотивацию обучения в университете, источники информации об университете, место проживания иностранных студентов (общежитие, собственная жилая площадь, съемное жилье), оценку условий проживания в общежитии; отношение размещения совместно со студентами других национальностей, причины отказа от проживания в общежитии университета, оценку условий для обучения в университете, оценку преподавателей университета, проблемы использования украинского и русского языка при обучении, пути улучшения условий обучения в университете; обращения в органы по работе с иностранными студентами в университете; планы на будущее; материальные условия жизни в Украине, проблемы, с которыми иностранные студенты сталкиваются в Украине; общения иностранных студентов с другими социальными группами; негативное отношение к иностранным студентам разных национальностей, угроза собственной безопасности и угроза собственности; досуг иностранных студентов; настроения иностранных студентов.

5. Высшая школа Украины: мониторинг механизмов функционирования (2012–2013 гг.). Проект реализуется при соучастии Восточноукраинского Фонда социальных исследований и юридического факультета университета, при поддержке Международного фонда Возрождение. В рамках проекта предусматривается проведение комплексного социологического исследования, которое поможет выявить типичные нарушения прав участников образовательного процесса, уровень их осведомленности со своими правами и обязанностями, а также уровень их готовности защищать свои права. Референтными группами исследования являются студенты, преподаватели высших учебных заведений Украины, эксперты (представители органов управления образованием, представители администрации вуза, юристы, педагоги, представители правозащитных организаций). Также в ходе реализации проекта будет создана база данных типичных нарушений прав участников образовательного процесса и обеспечен свободный доступ к ней. Основным результатом проекта будет публикация научно-практического пособия с описанием наиболее распространенных случаев нарушения прав и указанием на конкретные практические действия по защите прав субъектов образовательного процесса и решению правовых коллизий.

6. Преподавание истории в школе: на пути к толерантности (2010–2011 гг.) Проект реализован при участии Восточноукраинского Фонда социальных исследований и исторического факультета университета, при поддержке Международного фонда Возрождение. В рамках реализации проекта было проведено общенациональное исследование концепции содержания исторического образования в Украине, направленного на получение информации о том, каким образом происходит преподавания истории Украины и всемирной истории в школах и чему именно обучают учащихся с точки зрения культурной, этнической и гендерной толерантности, умение вести конструктивный диалог, анализировать исторические события.

Сотрудники Центра совместно с коллективом Восточноукраинского Фонда социальных исследований участвовали в реализации следующих проектов:

С октября 2015 года по февраль 2016 года сотрудниками Центра социально-гуманитарных исследований Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина было проведено социологическое исследование «Студенты старших курсов университета имени В. Н. Каразина о своей учебе и будущем трудоустройстве». В рамках исследования были опрошены студенты III–VI курсов университета. В результате опроса была определена устойчивость профессионального выбора студентов старших курсов университета, особенности обучения студентов старших курсов в ХНУ имени В. Н. Каразина; профессиональные ориентации студентов ХНУ имени В. Н. Каразина III–VI курсов, а именно: занятость студентов, дополнительная работа во время обучения, планы трудоустройства, факторы выбора места работы, информированность и частота обращения в Центр трудоустройства студентов и выпускников университета, а также мнения студентов о том, какие необходимы изменения в содержании и организации обучения для повышения конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда.

Центр тесно сотрудничает с социологическим факультетом университета, является, в частности, базой производственной практики для студентов 4 курса. Вместе с преподавателями факультета психологии, социологического и юридического факультетов в октябре 2011 года сотрудники института организовали и провели семинар для старшекурсников «Трудоустройство глазами практиков».

Адрес: 61022, Украина, г. Харьков, площадь Свободы, 6, цокольный этаж

Телефон: +38 (057) 707-55-55