Общей психологии

История создания

Психология как учебная дисциплина преподавалась в Харьковском университете почти с самого начала его существования, хотя при создании университета в 1805 году не было ни отдельной кафедры психологии, ни факультета. В разное время психологи работали на философском факультете, факультете медицины, кафедре психологии. Так, магистр философии П. М. Любовской, который окончил Харьковский университет, стал автором первого учебника по эмпирической психологии «Краткое руководство опытному душесловия», который был напечатан в 1815 году в Харькове. Выдающийся психиатр и психолог П. И. Ковалевский разработал широкий круг психологических проблем. Им было проведено одно из первых в мире экспериментальных психологических исследований (в области психофизики), посвященное изменению чувствительности кожи, на основе психологических факторов была создана классификация душевных болезней и представлена их клиническая картина. Кроме медицинской психологии, П. И. Ковалевский внес значительный вклад в разработку проблем юридической психологии (исследовал причины и психологию злодеев в том числе малолетних) и этнической психологии (проблемы формирования национальных особенностей народов). За значительные достижения в области психологии в 1980-х годах П. И. Ковалевский был избран членом-корреспондентом психологического общества в Лондоне.

Хотя О. О. Потебня работал всю жизнь на историко-филологическом факультете, он по праву считается не только выдающимся филологом, но и выдающимся психологом и психолингвистом. Круг его психологических исследований было связано с проблемами речи, мышления, творчества, психологии народов. В работе «Мысль и язык» (1862 год) были изложены основные положения его психологической концепции, стержневой идеей которой было положение о взаимосвязи мышления и речи и исторический подход к их развитию. Язык был для него также фактором, который формирует национальную специфику народов. Он внес значительный вклад в разработку вопросов психологии творчества. Идеи О. О. Потебни повлияли на его непосредственных учеников (Д. М. Овсянико-Куликовский, В. И. Харциев и другие), которые создали школу психологии творчества, а также на развитие мировоззрения и формирования культурно-исторической концепции выдающегося психолога Л. С. Выготского.

Однако отдельная кафедра психологии была создана в университете только в 1963 году. Этот важный момент становления психологической самостоятельности в нашем университете связан с именем Петра Ивановича Зинченко, благодаря усилиям которого у нас и была открыта кафедра психологии и который был первым ее заведующим. Профессор П. И. Зинченко, известный своими исследованиями по психологии памяти, был представителем Харьковской психологической школы, сделала существенный вклад в развитие отечественной психологии. Это обусловило основную научную проблематику кафедры (память), которая сохранилась и развивается и по сей день.

С 1963 по 1969 год, когда П. И. Зинченко возглавлял кафедру, под его руководством был выполнен целый ряд различных работ, посвященных проблемам памяти и обучения (Г. К. Середа, В. В. Репкин, А. С. Ячина), развития памяти у дошкольников и младших школьников (Л. М. Житникова), структуре мнемических действий (В. Я. Ляудис, О. В. Землянська), функциональным механизмам кратковременной и долговременной памяти (П. Б. Невельський, С. П. Бочарова, И. М. Мельник, Б. О. Снопик и другие). Была поставлена проблема оперативной памяти и проведено ее экспериментальное исследование (Г. В. Репкина, Н. В. Рижкова). Разрабатывался информационный подход к памяти и ее процессам (П. Б. Невельский, С. П. Бочарова).

После смерти П. И. Зинченко (1969 год) заведующим кафедрой был назначен профессор Г. К. Середа, возглавлявший ее почти все время до 1995 года. В разные годы кафедру психологии возглавляли также Г. В. Репкина, С. П. Бочарова, О. К. Дусавицкий. С 1996 года и по настоящее время кафедру возглавляет профессор О. Ф. Иванова.

С 1968 года стал регулярно выдаваться сборник научных трудов сотрудников кафедры «Вестник Харьковского государственного университета. Проблемы психологии памяти и обучения». В этот период под руководством П. И. Зинченко было защищено семь кандидатских диссертаций. По инициативе П. И. Зинченко было организовано I Всесоюзный симпозиум по психологии памяти, который был проведен на базе Харьковского университета в 1970 году, уже после его смерти.

В 1972 году на базе кафедры психологии для подготовки специалистов было открыто отделение психологии на биологическом факультете, которое со временем выросло в отдельный факультет, решение о чем и было принято в 1999 году. В 1992 году от кафедры общей психологии выделилась кафедра медицинской и прикладной психологии, которую возглавлял А. Н. Лактионов.

Педагогический состав

Кафедра общей психологии имеет следующий педагогический состав: 9 преподавателей (из них 2 профессора, доктора наук, 7 доцентов, кандидатов наук), 3 лаборанта, 1 инженер.

Главные достижения

Традиционным направлением научно-исследовательской работы, которая ведется на кафедре общей психологии, является психология памяти, основанная учредителем кафедры П. И. Зинченко, который сделал предметом своего исследования прежде всего невольную память. Но как непроизвольная, так и произвольная память человека изучалась не только П. И. Зинченко, его учениками и коллегами, но и в течение почти 25 лет Г. К. Середой и его учениками.

Так, в области психологии памяти сотрудниками кафедры общей психологии был сделан целый ряд интересных и важных достижений. Международное признание получила теория непроизвольного запоминания, основанная профессором Петром Ивановичем Зинченко. Он доказал, что наиболее универсальной условием высокой эффективности запоминания является включение материала в целенаправленную деятельность человека. Запоминается тот материал, с которым человек осуществляет деятельность (практическую, познавательную, ориентирующую), а материал, который остается вне такой деятельностью, запоминается с низкой эффективностью. Была доказана зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности: наиболее эффективно запоминается тот материал, который входит в содержание основной цели деятельности; менее эффективно тот, который входит в условия и средства достижения цели, и совсем неэффективно запоминается материал, который составляет фон протекания деятельности и не сопряжен ни с целью, ни со средствами ее достижения. Выявлена зависимость запоминания материала, что составляет цель, от особенностей средств и содержания мотивов деятельности: чем более активные, содержательные, разнообразные и взаимосвязанные средства преобразования материала применяются, тем лучше запоминание. Чем более тесно содержание цели связано с содержанием мотива, тем эффективнее запоминания. Эти выявленные закономерности применялись П. И. Зинченко и его учениками для улучшения запоминания в учебной (педагогическая психология) и трудовой (инженерная психология) деятельности человека.

В теории памяти профессора Григория Кузьмича Середы нашли развитие идеи П. И. Зинченко относительно непроизвольного запоминания, значения действия и места материала в структуре действия для эффективности его непроизвольного запоминания, идеи системного анализа, роли мотивационной сферы. Г. К. Середа предложил и разработал новую теорию памяти и ввел новое определение памяти, согласно которому память является психологическим механизмом системной организации индивидуального опыта, необходимым условием осуществления последующей деятельности. Им были выделены специфические функции памяти: временной организации элементов опыта и оценочно-содержательного фильтра, который организует элементы опыта согласно их значимости для человека. Выдвинутая им и экспериментально доказана гипотеза о футурогенной природу памяти заключается в следующих положениях: память выполняет в деятельности «темпоральную функцию», т. е. функцию временного соотнесения результатов предыдущих и последующих действий; во всякой системе действий мнемический отбор результатов (принцип фильтра) осуществляется, исходя из следующего действия и стратегической задачи. Такой фильтр регулируется мотивами и целями деятельности: следующие цели детерминируют закрепления тех результатов, которые будут необходимы для дальнейшего хода деятельности. Итак, определяющим условием запоминания является мотивационно-потребностная установка, направленная в будущее, а мнемическая производительность действия зависит от организации системы действий, в которой она осуществляется. В предложенной Г. К. Середой теоретической модели памяти были реализованы две тенденции: интенциональная и реконструктивная. Под интенциональностью памяти понималась направленность ее в будущее, поскольку именно будущее определяет, что будет закреплено в памяти. Согласно реконструктивной тенденцией в памяти ничего не сохраняется в неизменном виде, и эта изменчивость памяти и является законом ее функционирования. Г. К. Середа экспериментально доказал и положение о единой природе кратковременного и долговременного запоминания и их зависимости от характера деятельности. Выдвинутый им принцип фильтра является единым для всех видов памяти. Он также показал, что, как и различные виды памяти, все мнемические эффекты также имеют единую природу, а их проявление зависит от организации системы действий. Г. К. Середа также начал изучение проблемы «память и личность», того, как личность детерминирует память, ее содержание и развитие, а также как память влияет на личность, строя и перестраивая ее опыт.

Л. М. Житникова доказала, что развитие у детей мнемических действий проходит в несколько этапов: овладение простой ориентировкой в материале, формирование познавательного действия и, наконец, превращение ее в средство выполнения мнемического действия. Каждый из этих этапов, в свою очередь, также состоит из определенных этапов. Эти результаты перекликаются с выводами В. Я. Ляудис, которая исследовала структуру мнемических действий как целостной системы взаимосвязанных операций и доказала наличие в их структуре четырех операций: категоризации, выделение групп, установление внутригрупповых связей и межгрупповых связей. Благодаря осуществлению этих операций строится модель запоминаемого, которая затем выступает основой для его последующего адекватного воспроизведения.

Сотрудниками кафедры был сделан и ряд вкладов в инженерную психологию. Так, П. И. Зинченко и Г. В. Репкиной было введено в научный отечественный оборот понятие оперативной памяти, представлены ее характеристики и определены понятия оперативных единиц памяти. Их содержание зависит от особенностей действия, а именно — характера цели и способов ее выполнения.

Целый ряд важных результатов был получен в работах, выполненных в русле информационного подхода к памяти. С. П. Бочаровой было доказано, что наиболее эффективно запоминаются релевантные, существенные в данной ситуации, признаки, используемые для достижения цели, и для запоминания равной степени важно как непосредственное использование объекта в деятельности, так и наличие в нем значимых признаков. Ею предложена структурно-функциональная модель памяти как базовой в целостной структуре деятельности. На базе этой модели проведено исследование функционирования памяти в различных видах трудовой деятельности человека.

П. Б. Невельский пришел к выводу, что большее и даже избыточное количество информации является фактором, который положительно влияет на логическую обработку информации в процессе запоминания и на производительность памяти.

Н. И. Рыжкова доказала, что для успешного кратковременного запоминания закодированной информации необходимо осмыслить символы и их декодировку. Логическое группирование материала является средством его перекодирования в условиях дефицита времени. Чем сложнее код для содержательной обработки, тем хуже и медленнее он запоминается. Было продемонстрировано, что запоминание зависит от особенности задачи и способов действия не только при запоминании осмысленного материала, но и в условиях кратковременного запоминания специфического кодового материала.

О. В. Землянская выявила ряд закономерностей переработки информации в кратковременной памяти человека, а именно условия и средства эффективного перекодирования материала с целью увеличения объема информации, влияние на это содержания и степени сформированности способов действий в алфавите материала, связь объема информации, сохраняющейся с возможностью своевременной и безошибочной ее актуализации, роль процессов прогнозирования вероятности сигнала и вероятности возможного ответа, средства усиления помехоустойчивости кратковременной памяти.

Экспериментальным исследованием кратковременной памяти (слуховой и зрительной) были посвящены исследования Б. О. Снопика. В них было показано, что в условиях совмещения познавательной и мнемической задачи произвольное кратковременное запоминание не зависит от выполнения познавательной задачи; мнемическая задача оказалась сильнее познавательной. Различные познавательные задачи по-разному влияют на запоминание материала в условиях кратковременной памяти, а мнемическая задача влияет всегда одинаково, так как для ее выполнения используются наиболее освоенные способы. Было также доказано, что продуктивность запоминания зависит не только от характера предыдущего материала, но и от способов предыдущего действия.

Важными были и достижения в области психологии обучения. Д. М. Дубовис-Арановской исследовались условия эффективности работы школьников с учебными текстами; генезис понимания текста. Она доказала, что основой понимания текста является выделение его логической структуры и умение сворачивать логическую структуру текста в его план и затем развертывать его в самостоятельном логическом изложении.

Р. В. Скотаренко исследовала и обнаружила закономерности организации самостоятельной работы школьников по изучению учебного материала: необходимость содержательной связи домашнего задания с предварительным объяснением учителя на уроке, четкой и конкретной постановки цели познавательной деятельности, формирование умений и навыков работы с учебными текстами. Раскрыла связь образного и логического мышления школьников в чтении географической карты как особой действия в структуре учебной деятельности. Обнаружила склад специальных познавательных операций по адекватной и быстрой вычитке географической информации с карты путем анализа условных знаков и меток переводом их в план образных представлений и логических знаний.

Н. А. Густяков доказал возможности формирования у школьников обобщенных знаний и умения делать геометрическое доказательство при построении учебного материала по принципу «от общего к частному» и использовании методики поэтапного формирования умственных действий. Им также исследовалась связь между эмоциями и мотивацией и собственно интеллектуальными операциями в едином процессе решения творческой задачи. Он показал, что в условиях высокой и содержательной мотивации, наиболее удачные интеллектуальные достижения четко обозначаются, закрепляются положительными эмоциями, а неудачные так не замечаются. Приближение человека к удачным достижениям тоже сопровождается всплеском положительных эмоций, благодаря чему человек не только не прекращает своих действий в этом направлении, но, напротив, еще и усиливает их.

А. С. Ячина показала, что формирование у школьников различных приемов и навыков познавательного действия не могут быть в дальнейшем преобразованы в способы произвольного логического запоминания. Полученные данные, свидетельствуют о повышении эффективности памяти учащихся за счет овладения способами логической обработки. Показано, что наибольший эффект произвольное запоминание учебного материала имеет в условиях сочетания содержательной работы над материалом с усвоением его логической структуры при опирании на непроизвольное усвоение самого познавательного действия.

Научно-исследовательская работа на кафедре общей психологии ведется сейчас в двух направлениях — психология памяти и психология обучения.

Направление «психология памяти» продолжает и развивает традиции, заложенные П. И. Зинченко и Г. К. Середой, сделав предметом исследований функциональные, генетические и исторические аспекты памяти. Как результат этой работы был получен ряд новых и важных результатов.

Был разработан деятельностно-уровневый подход к индивидуальной памяти, согласно которому память может быть представлена на трех уровнях: деятельности, действий и операций. Было также доказано, что память имеет гендерное измерение, и изучены как разногласия, так и общие черты в памяти мужчин и женщин. Начаты исследования по коллективной и исторической памяти, показана роль коллективной памяти в обеспечении гражданской и национальной идентичности (О. Ф. Иванова). Выяснено ряд закономерностей связей памяти с другими познавательными процессами: функции памяти в структуре восприятия, связь кратковременной и долговременной памяти с различными аспектами логического и образного мышления, условия эффективности моторной памяти; показано онтогенетическое развитие короткого выборочного воспроизведения (Е. В. Заика). Установлены закономерности функционирования кратковременной памяти такие, как ее объем, полнота, точность, пропускная способность и т. д. (И. М. Мельник). Сравнительное исследование развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста показало, что мнемические процессы в ходе исторического развития подвергаются не только количественным, но и качественным изменениям и перестройкам. Было доказано, что развитие произвольной памяти обусловлено особенностями деятельности, которую осуществляет дошкольник, а также социально-исторической и культурной ситуацией, обуславливающих существование как общих черт, так и различий в особенностях памяти дошкольников различных культур и на разных этапах исторического развития общества (О. А. Невоенная). Было продемонстрировано влияние мотивационно-смысловой сферы на запоминание, а именно знания мотивационно-смысловых ориентаций значимых других, участвующих в общении или выполнении совместной деятельности (И. М. Мельник). Были подтверждено выводы о влиянии эмоциональной сферы личности на воспроизведение как в долгосрочной, так и краткосрочной памяти (О. А. Невоенная). Разработан игровой тренинг познавательных процессов школьников и студентов, как система развивающих упражнений и игр для развития логического и образно-пространственного мышления, представления, памяти, внутреннего плана действий, который применяется как для одаренных детей, так и для учащихся, имеющих проблемы в обучении (Е. В. Заика).

Как отклик на изменения, проходящие в обществе, на кафедре общей психологии разрабатывается научная тема посвященная индивидуальной и коллективной памяти. Изучается проблема исторической памяти и ее особенностей, рассмотрены основные подходы к вопросам коллективной и социальной памяти, выделены предмет и методы их исследования. Было обнаружено, что на современном этапе развития общества различные слои населения значимо различаются по психологическим признакам культуры (Н. А. Маевская). При участии Н. А. Шаповала был разработан опросник по изучению так называемых культурных измерений.

Исследование особенностей социальной памяти в условиях общения дало данные об особенностях запоминания и воспроизведения социально значимой информации как на уровне индивида, так и в группе. Был получен также ряд результатов по эмоциональной памяти человека. Эмоциональная память людей разных социальных групп зависит от их ценностных ориентаций и эмоциональной направленности. Показаны эмоциональные характеристики отдаленных и непосредственных воспоминаний.

Изучение воспроизведения показало, что существуют возрастные различия в воспроизведении нужного и «забвении» лишнего материала. На протяжении всего школьного возраста происходит постепенное улучшение воспроизведения путем равномерного роста.

Поставленные проблемы изучения долговременной эмоциональной памяти представителей различных социальных групп, установление возрастных особенностей памяти школьников и управления ее развитием, влияния ведущей мотивации личности на процессы ее памяти. Начато строительство компьютерной модели мотивации с использованием мнемических процессов.

Некоторые теоретические разработки нашли практическое использование в области инженерной психологии. Е. В. Жорник показал, что управление подвижными объектами является разновидностью сложных опосредованных моторных действий, на примере конкретной операторской деятельности, связанной с управлением подвижным объектом, доказал возможность получения реального повышения ее эффективности. Он также участвовал в создании лабораторных комплексов для проведения инженерно-психологических исследований.

Вторым направлением научных исследований, проводимых на кафедре общей психологии, является психология развивающего обучения (руководитель — профессор О. К. Дусавицкий). С начала 1980-х годов было осуществлено экспериментальное исследование развития личности ребенка от младшего к старшему школьному возрасту в условиях формирования учебной деятельности в начальной школе (О. К. Дусавицкий). Было показано, что принципы обучения и воспитания теории учебной деятельности и развивающего обучения позволяют сформировать целый ряд важных качеств личности.

Многолетние экспериментальные исследования показали, что в условиях реализации системы развивающего обучения в младшем возрасте формируются такие важные новообразования как устойчивый интерес к содержанию знаний, который распространяется на окружающую среду и побуждает ученика к самостоятельному поиску новых источников информации. Закладываются основы теоретического мышления, способности к планированию своих действий, анализа существенных свойств предмета, к рефлексии способов учебной деятельности. Формируются способность к диалогической форме взаимодействия, сострадания, уважения к другой точке зрения, адекватная самооценка. В системе развивающего обучения у учащихся начальной школы формируются такие эмоциональные особенности, которые являются более позитивными по сравнению с эмоциональными особенностями учащихся традиционного обучения (Ю. А. Гимаева).

Важным выводом является представление об особой роли младшего школьного возраста в жизни взрослого человека. Основы теоретического мышления и содержательные интересы, которые закладываются в этот период жизни, позволяют в подростковом возрасте сформировать такие формы идеала, побуждающие человека к развитию. Показано, что в конце старшего школьного возраста у учащихся формируется устойчивая структура личности, основу которой составляет моральный интерес — идеал, который выступает в качестве сознательного мотива жизнедеятельности.

Исследования развития личности в старшем школьном возрасте свидетельствуют, что в условиях формирования субъекта учебной деятельности происходит развитие личности учащихся, который характеризуется высоким уровнем готовности к личностному и профессиональному самоопределению. У старшеклассников развивается самостоятельность, чувство личной ответственности за свою жизнь, способность к планированию и постановке жизненных целей, высокий уровень саморуководства и саморегуляции, стремление к самоактуализации и потребность в познании, способность адекватно оценивать результаты своей деятельности, ставить перед собой сложные цели.

Еще в одном цикле исследований было показано, что реализация системы развивающего обучения требует особого учителя, который имеет адекватную личностную и профессиональную самооценку, высокий уровень эмпатии, способность к гибкому мышлению и теоретическому обобщению, диалогический стиль взаимодействия, установка на саморазвитие. Было доказано, что разработанный А. К. Дусавицким метод подготовки педагогов развивающего обучения, поэтапно формирует эти личностные и профессиональные качества.

В рамках научно-исследовательской темы были созданы комплекты учебников и учебных пособий по различным предметам для начальной школы, утвержденные Министерством образования и науки Украины и используются в образовательной деятельности школ Украины и других стран СНГ.

Теоретические основы развивающего обучения были распространены и на студенческий возраст и обучения в высших учебных заведениях, в частности Л. Н. Яворовская доказала, что формирование и развитие познавательной активности в условиях систематического обучения студентов может осуществляться косвенным путем: специальная организация учебно-познавательной деятельности обусловливает такую трансформацию социальных мотивов (достижения, аффилиация, одобрение), которая способствует развитию познавательной активности. Было обнаружено, что познавательная активность связана с такими особенностями личности как самооценка, тревожность, уровень притязаний, социальная мотивация. Было показано, что одним из наиболее эффективных условий развития познавательной активности является организация групповых форм деятельности, направленных на решение познавательных задач.

Курсы, спецкурсы, практики и другие формы работы

Профессорско-преподавательским составом кафедры общей психологии преподаются следующие нормативные дисциплины: общая психология (разделы «психология личности» и «психология познавательных процессов»); экспериментальная психология (разделы «не экспериментальные методы исследования», «методы исследования познавательной сферы», «методы исследования личности»), возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология, история психологии; нейропсихология; психология труда и инженерная психология; психология управления; психология спорта, основы психологического и семейного консультирования; методологические проблемы психологии, методика преподавания психологии; математические методы в психологии.

Преподавателями кафедры разработан целый ряд дисциплин по выбору студента, а именно: компьютерная психодиагностика; организационная психология; дошкольное и школьное консультирование, теория развивающего обучения; психология индивидуальности, психологические признаки культуры, гендерная психология; когнитивные процессы и методы их исследования; методы исследования личности; игровые методы в психологической практике, методы судебно-психологической экспертизы.

Преподаватели кафедры руководят курсовыми и дипломными работами, а также аспирантами по специальностям «общая психология», «история психологии» и «педагогическая и возрастная психология». Осуществляется руководство педагогической практикой студентов.

Материальная база

Материально-техническая база кафедры общей психологии состоит из вычислительной и множительной техники, лабораторного оборудования и программного обеспечения, предназначенного для применения в учебном процессе. Есть база компьютеризированных психодиагностических методик. При кафедре работает методический кабинет, который имеет фонд психологической литературы, насчитывающий 2 500 единиц.

Нынешним составом преподавателей кафедры общей психологии было напечатано почти 700 научных работ, из них 3 монографии, 30 учебных пособий, около 500 статей (более 20 — в зарубежных изданиях).

Они регулярно принимают участие во всеукраинских и международных конференциях, входят в состав специализированных советов, экспертных советов, редакционных коллегий украинских и зарубежных научных журналов. Поддерживаются международные связи с университетами России, Беларуси, США, Канады и др.