Педагогики

Историческая справка

Кафедра педагогики как самостоятельное структурное подразделение в Харьковском университете была основана в 1850 году, о чем свидетельствуют архивные материалы, хранящиеся в Санкт-Петербургском архиве. В документах отмечается, что на кафедру возлагаются ответственные задачи: углублять гуманитарную направленность университетского образования, предоставлять широчайшие возможности выпускникам для трудоустройства. Педагогика как учебный предмет читается с 1900 года с небольшими перерывами, которые возникали из-за отсутствия соответствующих кадров. В течение всего периода на кафедре работали талантливые педагоги, начиная с профессора М. О. Лавровского, который был первым заведующим кафедрой. В разные годы заведующими кафедры были: известный психолог Л. И. Янченко, педагоги М. C. Бaraтoв и П. А. Ермоленко. В 1988 году кафедру возглавила профессор Л. С. Нечепоренко, лауреат международной премии по педагогике, доктор педагогических наук. Учеными кафедры исследовались историко-педагогические, психолого-педагогические, социально-культурологические и социально-педагогические темы.

Область исследования

Наиболее ценным является достоянием кафедры в избрании комплексной темы научного исследования культурологического направления. Культура речи и ее нравственная и эстетическая культура в контексте гармоничного развития личности и подготовки ее к согласию с собой и окружающей средой. Учеными кафедры исследуются историко-педагогические, психолого-педагогические, социально-культурологические и социально-педагогические проблемы воспитания и обучения.

В научно-педагогический состав кафедры входит 3 профессора, 7 доцентов, которые ведут разработки по совершенствованию университетской обще педагогической подготовки преподавателей, изучают пути формирования нравственных качеств студенческой молодежи и проблемы реформирования образования в Украине.

Разработка темы культуры воспитания дала основания для рождения новых направлений исследований в педагогической науке, в частности: телеология педагогики (педагогика успеха), онтопедагогика (педагогика личности), инвайронментальная педагогика (педагогика согласия человека с окружающей средой). Разрабатываются вопросы создания имиджа преподавателя в переходный период. Ученые кафедры являются постоянными участниками международных и всеукраинских научных конференций, выдают профессиональный сборник «Научные записки кафедры педагогики».

Наиболее известные достижения

Разработаны основные теоретические положения о формировании моральной и эстетической культуры в контексте гармоничного развития личности и подготовки ее к согласию с собой и окружающей средой. За научный проект «Гармонизация личности педагогическими путями» профессор Л. С. Нечепоренко была награждена международной премией. Изучены основные пути формирования культуры речи.

Значительным вкладом кафедры в современное развитие научно-педагогической мысли являются учебные пособия «Общие основы педагогики» (авторы — Л. Непоренко, К. Д. Гурова), «Классическая педагогика» (авторы — Л. Нечепоренко, Я. В. Подоляк, В. Г. Пасынок), «Педагогический тренинг» (авторы — Т. Веретенкко, И. С. Манойло), «История педагогики в стихах в 2 частях», «Прометей» (автор — А. А. Кобенко), монографии: «Совершенствование общепедагогической подготовки учителя в университете» (автор — Л. Нечепоренко), «Теория и методика языковой подготовки учителя в университете» (автор В. Пасынок), «Формирование нравственных механизмов поведения студенческой молодежи» (автор — А. В. Донцов), «Частное высшее образование: пути Украины в мировом измерении» (автор — О. Л. Сидоренко), «Онтопедагогика и инвайроментальна педагогика» (автор — Л. Нeчeпoренко), «Создание положительного имиджа современного педагога» (автор — I. А. Ковалева ) и другие.