Методики и практики преподавания иностранного языка

История кафедры

Кафедра методики и практики преподавания иностранного языка была создана решением Ученого совета университета (в соответствии с протоколом № 8 от 30.06.2006 года) и открыта в 2007 году. Первое название, которое имела кафедра — кафедра методики и практики английского языка. Затем кафедра была переименована в кафедру методики и практики преподавания иностранного языка. В настоящее время кафедра существует 6 лет.

Кадровый состав

На кафедре работает 37 научно-педагогических работников, среди которых 5 работников имеют ученую степень доктора филологических/педагогических наук; 11 кандидатов филологических/педагогических наук.

Учебная и научная работа

Высокий научно-методический потенциал и профессионализм коллектива кафедры позволяет обеспечивать качественную подготовку специалистов по английскому языку как второму иностранному. По окончании университета выпускники получают квалификацию «Филолог, преподаватель двух иностранных языков и литературы/переводчик». Кафедра ставит целью преподавания второго иностранного языка на одинаковом уровне с первым языком. Для этого на четвертом и пятом курсах студенты сдают государственный экзамен по второму иностранному языку. Кафедра осуществляет подготовку по заочной форме обучения. За пять лет обучения на заочном отделении студент получает базовое высшее образование по специальности «Язык и литература (английский)» и получает диплом бакалавра филологии, преподавателя английского языка. По окончании шестилетнего курса обучения выпускники получают полное высшее образование по специальности «Язык и литература (английский)» и получают диплом специалиста или магистра. Существует возможность получения второго высшего образования. Преподаватели кафедры преподают такие дисциплины как «Английский язык», «Культура речи», «Введение в педагогическое мастерство», «Методика преподавания иностранных языков в средней школе», «Методика преподавания иностранных языков в высшей школе», «Общая теория второго иностранного языка», «Стилистика», «Введение в иностранную филологию», «Лексикология», «Лингвострановедение», «Основы деловых коммуникаций», «Современные методики преподавания иностранных языков», «Основы научных исследований», «История английского языка», «Актуальные проблемы германистики», «Основы когнитивной лингвистики», «История лингвистических учений», «Теоретическая грамматика», «Литература страны изучаемого (английская литература)», «Спецкурс по юридическому английскому языку», «Основы деловой коммуникации». Кафедра возглавляет методическую работу на факультете: регулярно работает методический семинар, конкурс «Лучший выпускник — преподаватель», проводятся олимпиады по английскому языку как второму иностранному языку для студентов 3 и 4 курса, методические семинары факультета иностранных языков.

Главными задачами кафедры методики и практики преподавания иностранного языка:

  • обеспечение высококачественной подготовки специалистов по английскому языку как второму иностранному с квалификацией «Филолог, преподаватель двух языков и литературы/переводчик» или с квалификацией «Переводчик двух языков, преподаватель двух языков и литературы»;
  • преподавание второго иностранного языка на одинаковом уровне с первым языком;
  • анализ современной теории и практики речевой подготовки будущих учителей/преподавателей с последующей апробацией современных методов обучения иностранным языкам в области профессиональной речевой культуры будущего специалиста;
  • профессиональная организация и проведение педагогической практики студентов 4 курса дневного отделения и ассистентской практики студентов 5 и 6 курсов дневного и заочного отделений соответственно;
  • изучение теоретических основ формирования у студентов иноязычной речевой компетенции и разработка путей совершенствования качества профессиональной речевой подготовки выпускников высшей школы;
  • разработка моделей обучения студентов, где феномен речевой деятельности реализуется на теоретическом и практическом уровнях;
  • формирование у студентов личностного интереса к феномену языка и иноязычной речевой культуры;
  • осуществление подготовки студентов по заочной форме обучения в образовательно- квалификационного уровня бакалавра филологии с последующей возможностью получения следующего образовательно-квалификационного уровня «специалист» или «магистра»;
  • совершенствование уровня преподавания дисциплин с расширением их специализации;
  • проведения методической работы по вопросам совершенствования методики преподавания иностранного языка (в высшей школе, в средней школе), культуры речи, актуальных проблем германистики, истории лингвистических учений и литературы страны изучаемого и т. д.;
  • проведение научных разработок и их воплощения в практическую деятельность будущих преподавателей и знатоков языка по методике и дидактике высшей школы, основ формирования профессиональных речевых умений преподавателей;
  • разработка проблем гендерных исследований и политического дискурса, когнитивных моделей в изучении языка и речи, анализа дискурса, социолингвистики, стилистики, лингводидактики, прагмалингвистики;
  • разработка современных технологий интерактивного обучения, конструктивных решений конфликтов в системе образования, фразеологии, лингвокультурологии, исследования концептов в разных видах дискурса;
  • изучение особенностей сравнительной лингвистики, когнитивной лингвистики, нейролингвистики, лингвосинергетикы, лингвокультурологии, теории межкультурной коммуникации, медиалингвистики и социолингвистики, анализа дискурса, стилистики, лингводидактики;
  • разработка средств интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых;
  • проведение международных научно-методических конференций по подчеркиванием разнообразия направлений лингвистики, педагогики, методики, психологии, лингводидактики.
  • поощрение международных конференций представителей зарубежных стран;
  • профориентационная работа в школах города и области с целью популяризации профессии преподавателя и переводчика;
  • подготовка и публикация учебных пособий и учебников, научно — методической и другой литературы.

За 6 лет (с 2007 по настоящее время) кафедра методики и практики преподавания иностранного языка под руководством доктора педагогических наук, профессора Валентины Григорьевны Пасынок выполнила большой объем работ по разработке концептуальных подходов к изучению иноязычной речевой компетенции с последующей апробацией в учебном процессе и разработки методик теоретической и практической подготовки преподавателей и переводчиков. Коллектив кафедры постоянно работает над усовершенствованием учебно-методической работы, разрабатывая и совершенствуя рабочие программы и планы, опорные конспекты лекций, материалы и задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, экзаменационные материалы и билеты, критерии оценки знаний студентов, электронные версии пособий, программы педагогической и ассистентской практик. За эти годы кафедрой было выдано 1 монографию, 8 сборников научных трудов, 91 учебно-методическое пособие, 342 статьи, из них 178 — со студентами, 234 тезиса докладов.

Адрес: 61022, Украина, г. Харьков, пл. Свободы 4, ауд. 7-72

Телефон: +38 (057) 707-55-66

E-mail: metodengl@univer. kharkov. ua; metodika_univer@mail. ru