Экологии и неоэкологии



История кафедры

Кафедра экологии и неоэкологии была создана в 2007 году одновременно с созданием экологического факультета университета. Кафедра является правопреемницей кафедры геоэкологии и конструктивной географии геолого -географического факультета, которая дала начало созданию экологического факультета. Основателем кафедры был доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Владимир Ефимович Некос.

Преподаватели и обучение

На кафедре работает 23 представителя профессорско-преподавательского состава, научные работники, аспиранты и докторанты, в том числе 3 профессора с ученой степенью доктор географических наук и 5 доцентов с ученой степенью кандидат географических наук, кандидат технических наук и кандидат сельскохозяйственных наук.

Кафедра имеет аспирантуру и докторантуру. Возможность защиты докторских и кандидатских диссертаций предоставляется в Специализированном ученом совете по присуждению ученой степени доктора и кандидата географических наук по специальности 11.00.11 — конструктивная география и рациональное использование природных ресурсов. Из личного состава совета треть составляют специалисты кафедры экологии и неоэкологии.

На кафедре функционируют 3 научные школы под руководством профессоров, докторов наук. К работе в рамках научных школ привлекаются ученые — ведущие специалисты в данной области, сотрудники органов государственного контроля в области охраны окружающей среды, представители общественных экологических организаций, студенты.


Профессор И. Ю. Левицкий очень требователен, но с хорошим чувством юмора

Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает преподавание 50 учебных дисциплин для образовательно-квалификационных уровней «бакалавр», «специалист» и «магистр» по направлению «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование» и специальности «Экология и охрана окружающей среды».

Нормативные дисциплины подготовки бакалавра по направлению «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование»:

  1. Геология с основами геоморфологии
  2. Почвоведение
  3. Общая экологиия и неоэкология
  4. Мониторинг атмосферного воздуха
  5. Экологическая экспертиза
  6. Заповедное дело
  7. Основы сбалансированного природопользования и ресурсоведение
  8. Природно-ресурсный потенциал Украины
  9. БЖД
  10. Техноэкология
  11. Охрана труда
  12. Введение в специальность
  13. Геохимия окружающей среды
  14. Экология городских систем
  15. Инженерная экология

Выборочные дисциплины подготовки бакалавра по направлению «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование»

  1. Научно-практический семинар «Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях»
  2. Научно-практический семинар по учениюоб окружающей среде
  3. Научно-методический семинар по общей экологии и неоэкологии
  4. Экологическая геология с основами экологической геоморфологии
  5. Экология почв
  6. Сельскохозяйственная экология
  7. Основы экологического предпринимательства
  8. Экологический туризм
  9. Международное экологическое законодательство
  10. Геоэкологические проблемы Украины
  11. Средства очистки воздуха
  12. Экспертные оценки

Нормативные дисциплины подготовки специалиста по специальности «Экология и охрана окружающей среды»

  1. Экологический менеджмент и аудит
  2. Экологическая стандартизация и сертификация
  3. Фитомелиорация
  4. Оптимизация природопользования

Выборочные дисциплины подготовки специалиста по специальности «Экология и охрана окружающей среды»

  1. Системный подход в экологических исследованиях
  2. Международные разработки по предупреждению глобальной катастрофы и обеспечения устойчивого будущего
  3. Альтернативное природопользование
  4. Энергосберегающие технологии
  5. Научно-практический семинар—4

Нормативные дисциплины подготовки магистра по специальности «Экология и охрана окружающей среды»

  1. Педагогика и психология высшей школы
  2. Философские проблемы в экологии
  3. Экологический менеджмент и аудит
  4. Современные концепции природопользовани
  5. Теория систем в экологии
  6. Оптимизация природопользования

Выборочные дисциплины подготовки магистра по специальности «Экология и охрана окружающей среды»

  1. Урбоэкология
  2. Экологическая стандартизация и сертификация
  3. Теоретические проблемы неоэкологии
  4. Методология и организация научных исследований
  5. Методика тестового контроля
  6. Научно-практический семинар—4

Обучение осуществляется за счет бюджетных средств и по контракту. Существует дневная и заочная форма обучения. В процессе обучения студенты имеют возможность осуществлять выбор дисциплин. Студентам предоставляется возможность проходить военную подготовку (на контрактной основе), после которой они получают звание офицеров запаса.

Учебные практики проводятся на Харьковщине, в Крыму и Карпатах. Производственные практики студенты проходят в различных организациях и учреждениях по своему выбору, как в Украине, так и за рубежом.

Выпускники получают фундаментальное высшее экологическое образование. После обучения по направлению «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование» в течение 4 лет выпускники получают диплом бакалавра. Магистерская программа за 1 год обучения позволяет получить диплом магистра экологии и право работать на должности руководителя в государственных учреждениях и частных предприятиях, в органах государственного управления и местного самоуправления в области охраны окружающей среды, заниматься научно-исследовательской и преподавательской деятельностью.

Научная работа и международное сотрудничество

Наиболее успешное сотрудничество кафедра осуществляет с Санкт-Петербургским государственным университетом (Россия). Также кафедра сотрудничает с Научно-исследовательским центром экологической безопасности Российской Академии Наук (Россия), Центральным европейским университетом (Венгрия), Институтом технологического образования (Греция), Институтом экологических исследований при Университете Амстердама (Голландия), Международной группой по геоинформационным системам (Италия), Университетом природных ресурсов и прикладных наук (Австрия), Белорусским государственным университетом (Беларусь), Молдавским государственным университетом (Молдова), а также со многими другими университетами и научными центрами.

На кафедре реализуется проект Темпус «Совершенствование образования в области экологического менеджмента». Главной целью проекта является совершенствование системы высшего образования в области управления охраной окружающей среды и экологически безопасного природопользования с использованием опыта ЕС и стран СНГ по использованию современных управленческих информационных технологий.

Приоритетные направления работы кафедры

  • подготовка специалистов для Украины и других стран в области экологии, охраны окружающей среды и сбалансированного природопользования;
  • организация, проведение и координация комплексных научных исследований и разработок в сфере экологии, охраны окружающей среды и сбалансированного природопользования;
  • формирование стратегии дальнейшего развития новых направлений экологической подготовки специалистов в университете и ее методическое обеспечение;
  • создание и развертывание системы дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий;
  • подготовка специалистов на основе полного общего среднего образования с базовым высшим образованием (бакалавр);
  • подготовка на основе базового высшего образования специалистов с полным высшим образованием (специалист, магистр);
  • подготовка в установленном порядке специалистов со вторым высшим образованием, (или переподготовка кадров специалистов с полным высшим образованием);
  • подготовка в установленном порядке специалистов высшей квалификации с присуждением научных степеней кандидата и доктора географических наук;
  • осуществление повышения квалификации специалистов с полным высшим образованием и получения второго высшего образования;
  • осуществление координации подготовки специалистов и магистров в области экологии между факультетами университета;
  • организация международного сотрудничества, как в области подготовки специалистов, так и в проведении комплексных научных исследований;
  • культурно-образовательная, методическая, воспитательная, издательская, финансово-хозяйственная работа;
  • создание и развитие учебно-производственных баз профессиональной подготовки студентов и научно-методической, научно-исследовательской работы преподавателей.